Программа по декоративно-прикладному творчеству. - Модельное агентство РИК

Перейти к контенту

Главное меню:

Программа по декоративно-прикладному творчеству.

Программы

Управление образования
Администрация города Иваново
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Центр детского творчества № 4




«Рекомендована»   
                                                                                                                                                                 «Утверждаю»
Педагогическим советом         
                                                                                                                                             Директор МБУ ДО ЦДТ № 4                                                   
№ протокола ___________
                                                                                                                                                    _______________ Т.Ю. Березина
«____»____________20___г.             
                                                                                                                                    «____»____________20___г.   
    
 
             





Дополнительная общеразвивающая программа
базового уровня


«ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»

    Образцового коллектива «Модельного агентства РИК»






                                                                                                                 Направленность программы – художественно-эстетическая
                                                                                                                 Вид деятельности –
                                                                                                                 декоративно-прикладное творчество
                                                                                                                 Возраст обучающихся –6-15лет
                                                                                                                 Срок реализации – 8 лет
                                                              
                                                  Автор-составитель:
                                                                     
                                           педагог дополнительного образования высшей категории
                                                                                                                 Ладихина Анна Владимировна





г. Иваново-2015

Содержание

                                                                                                       
1. Пояснительная записка
2. Учебно-тематический план
3. Содержание программы
4. Список литературы
5. Методическое обеспечение программы
6. Приложения



Пояснительная записка.

Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство черпает свои силы в разуме.
Сухомлинский В.А.
Особое место в развитии личности ребенка занимает искусство, способное развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство природы. Декоративно - прикладное искусство играет важную роль в воспитании внутренней культуры подрастающего поколения, способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности и народном творчестве. Занимаясь в творческом объединении  декоративно – прикладной направленности, дети приобщаются к богатому наследию народных промыслов, к миру национальной культуры, у них зарождается чувство прекрасного, развивается фантазия и художественно – образное  мышление.
Программа предполагает изучение разнообразных видов декоративно – прикладного искусства: художественной росписи, аппликации, художественного конструирования из бумаги, работы в нетрадиционных техниках, работы с тканью, декорирование ткани, создание коллекций моделей одежды. Большое внимание уделяется вопросам композиции на плоскости объемно-пространственной композиции, роли цвета, формы и конструкции, технологии переработки различных материалов в декоративные формы.
Программа имеет художественную направленность и создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей и подростков с учетом их возможностей и мотивации.
Новизна данной программы заключается в том, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.
Актуальность программы заключается в формировании базовых компетенций воспитанников (учебно-познавательных, социально-трудовых, личностного самосовершенствования), создания условий для активного использования полученных знаний в повседневной жизни, дает возможность проявить и реализовать свои творческие способности.
Данная образовательная программа имеет свою педагогическую целесообразность:              
1. В процессе реализации программы идет формирование ценностных основ культуры личности, которая трактуется как гармония культуры знания, чувств и творческого действия. Другими словами, обогащение внутренней культуры (духовность) и воспитание внешней культуры, проявляющейся в общении, поведении, имидже, одежде и т. п.
   2. Обучение направлено на личность (личностно-ориентированный подход), широко используются игровые технологии.        
3. Обязательный компонент содержания программы – ознакомление с культурой своего народа (этнокультурой) и особенностями региональной культуры.
Цель программы: Обеспечение условий для творческой активности и самореализации личности воспитанников.
Задачи:                                                                                      
    Воспитательные:                                                                                        
• приобщать воспитанников к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;
• побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности);
• формировать навыки здорового образа жизни: физического, психологического и эмоционального состояний;
• воспитывать навыки работы в команде в процессе совместной творческой деятельности.
Обучающие:
• познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
• научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
• обучить технологиям разных видов рукоделия;
• ознакомить с историей моды и костюма;
• внедрить в работе с детьми метод проектов;
• научить детей создавать коллекции.
Развивающие:
• развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность;
• способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации, чувство собственного достоинства, самоуважения;
• развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание, фантазию, наблюдательность;
• улучшать моторику рук, глазомер;
• развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей;
• развивать волевые качества и быть ориентированным на успех.
Для реализации образовательной программы используются следующие принципы:
 Принцип системности и последовательности процесса обучения – соблюдение единства целей, задач, содержания, методов работы и мониторинга.
 Принцип воспитывающего обучения – предусматривает усвоение не только содержания информации, но и приемов ее обработки, отношения к ней, способов ее использования с обязательным созданием воспитывающих ситуаций.
 Принцип индивидуализации обучения (личностно-ориентированный подход) – в соответствии с этим принципом необходимо, чтобы каждый участник творческого объединения имел равные возможности при обучении. Реализация данного принципа предполагает также разработку индивидуальных образовательных маршрутов.
 Принцип единства обучения и деятельности (компетентностный подход) – формирование и развитие практической и потенциальной готовности к эффективной деятельности на основе полученных знаний.
 Принцип субъектности – ориентация на актуализацию внутренней, творческой активности воспитанника.
 Принцип положительного ориентирования – формирование типов поведения и стилей жизни, ориентированных на положительные эталонные образцы, одобряемые в обществе.
 Принцип диалогичности – совместная направленность администрации, педагогического коллектива, родителей и воспитанников на решение поставленных задач, разрешение возникающих проблем.
Практическая реализация образовательной программы.
Программа «Творческая мастерская» является составной частью комплексной программы образцового детского коллектива «Модельное агентство РИК». Организации педагогической деятельности строится на основе модульного обучения. Программа ориентирована на довольно широкий возрастной спектр воспитанников (6-15лет) и состоит из трех модулей:                                                                                                      
1 модуль (общеразвивающий) – «Подмастерье»;
2 модуль (практический) – «Мастеровой»;
3 модуль (профильный) – «Мастер».
Модульное обучение способствует формированию активности воспитанников, становлению их самостоятельности, развитию личностных качеств и свойств, способствующих успешности в жизни, помогает усвоить материал крупными дидактическими единицами, реализует компетентностный подход.                                                      
Образовательная программа   разделена на тематические разделы по годам обучения, с учетом возрастных особенностей воспитанников в целях развития мотивации детей и повышения результативности образовательной деятельности.
Первый модуль «Подмастерье» (общеразвивающий) рассчитан на детей в возрасте от 6-х до 9-ти лет и включает в себя четыре года обучения.
Основными задачами первого модуля обучения являются:
• воспитание культуры общения воспитанников в коллективе;
• овладение воспитанниками знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации, элементарного дизайна;
• развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в первом модуле программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисунок, живопись, декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и о красоте вокруг нас.
Начиная со второго года обучения, появляется такое направление работы как бумагопластика и оригами.
Такие направления работы как «Рисунок» и «Живопись» знакомят воспитанников с правилами рисования, обогащает их знаниями конструктивного строения предметов, элементарных законов линейной и воздушной перспективы, светотени, композиции, гармонии цветовой окраски, расширяет их представления о многообразии предметов, явлений действительности, несет в себе ярко выраженную познавательную направленность.
Воспитанники знакомятся с особенностями симметричной и ассиметричной композиций и узнают о средствах художественной выразительности, необходимых для передачи состояния покоя или движения в рисунке. Необходимо, чтобы дети использовали эти знания в своих тематических композициях. Важнейшим средством выразительности в сюжетном рисунке остается цвет.
Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составление эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Дети знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.
Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.
В содержании раздела «Декоративная работа» раскрывается значение народного искусства как мощного средства эстетического, трудового и патриотического воспитания. Простые и красивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю, учить их видеть и любить природу, ценить традиции родных мест, уважать труд взрослых. Произведения декоративно-прикладного искусства передают  детям представление народа о красоте, добре.
В системе обучения первого модуля важное место занимает раздел «Лепка». Этот вид художественного творчества развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у воспитанников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.
Основным содержанием этого раздела является лепка из пластилина, глины, теста листьев деревьев, фруктов, овощей, птиц и зверей, лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека, литературных произведений.
Аппликация – это составление изображения из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги (приклеивание, пришивание на основу).
В содержание этого раздела входит составление цветных наклеенных рисунков (аппликаций) с натуры: овощей, фруктов, цветов, животных, фигуры человека; составление сюжетных композиций и декоративных работ.
Труд по  созданию изделий из бумаги наиболее доступен детям, у них уже есть определенный опыт работы с ней. Кроме того, бумага и ее трансформация несет в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства. Беседы воспитывают у воспитанников интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающем мире.
Дети учатся пониманию содержания картин и некоторых средств художественной  выразительности (рисунок, цвет, композиция и т.п.), у них воспитывается бережное отношение к памятникам старины и произведениям народного художественного творчества.
Занятия обогащаются использованием видеоматериалов, проведением экскурсий в Художественный музей, на выставки декоративно-прикладного творчества. Важно, чтобы дети знали искусство, знали народное творчество.

Второй модуль «Мастеровой» (практический) рассчитан на детей в возрасте от 10-ти до 12-ти лет и включает в себя два года обучения.
Основными задачами  второго модуля являются:
• воспитание духовности и эстетического вкуса посредством прикладного творчества;
• овладение воспитанниками знаниями и умениями работы с тканью, иглой и нитью; знакомство с новым видом декоративно-прикладного искусства батиком, лоскутным шитьем, декорированием предметов интерьера;
• развитие в детях эмоциональной отзывчивости, творческой фантазии, цветового и эстетического восприятия, научить видеть прекрасное в природе.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач во втором модуле программой предусмотрены следующие основные направления работы: работа с тканью, иглой и нитью, роспись по ткани; лоскутное шитье. Начиная с шестого года обучения,  появляется такое направление работы как декорирование предметов интерьера.

Одним из направлений работы во втором модуле является работа с тканью, иглой и нитью. В этом разделе дети получают основные навыки  ручного шитья. В процессе работы воспитанники знакомятся с различными материалами и их свойствами, учатся правилам кроя деталей, отрабатываются навыки работы с иглой, знакомятся с ручными швами, воспитывается художественный вкус, прививаются усидчивость и трудолюбие.
Обучение росписи ткани (батик) начинается со знакомства техники узелкового батика. В процессе работы дети знакомятся с основными приемами и техниками росписи ткани, современными красками, резервирующими составами, тканями для росписи. Осваивают технику холодного батика и свободной росписи.
В содержании раздела «Лоскутное шитье» дети знакомятся с возникновением и развитием лоскутного шитья.  Различными его техниками. Основными законами цветоведения. Учатся работать с утюгом и на швейной машине. Усваивают такие понятия как «орнамент», «композиция», «блок», «элемент», «схема», «эскиз».
В разделе «Декорирование предметов интерьера» воспитанники знакомятся с новыми материалами и инструментами. Осваивают технику «де купаж»,  роспись по стеклу, работают с нетрадиционными материалами.
Все четыре направления работы, изучаемые во втором модуле, связаны между собой и дополняют друг друга.    

Третий модуль «Мастер» (профильный) рассчитан на детей в возрасте от 13-ти до 15-ти лет и включает в себя два года обучения.
Основными задачами  третьего модуля являются:
• формирование у детей культурно-исторической компетентности, подразумевающей изучение истории искусства и народного творчества;
• овладение воспитанниками знаниями по истории костюма, в том числе, народного. Основам моделирования, фактурирования (получение различных фактур тканей), декорирования текстильных изделий;
• подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере декоративно-прикладного искусства.
Основными направлениями в работе третьего модуля являются:
Краткий курс истории костюма  включает в себя изучение особенностей исторического костюма и изменчивости моды. История моды почти также стара, как и история костюма. Одежда относится к тем объектам, в которых человек может наиболее непосредственно выразить свое художественное мировоззрение. Одежда являет собой наиболее индивидуальное творение человеческой культуры. Изменить себя, во что бы то ни стало – вот изначальный толчок к возникновению новых тенденций в форме, пропорциях, в стилевом и композиционном решении костюма.
Основы моделирования  Творческий подход к созданию новых форм и покроев, к разработке модельных особенностей проектирования одежды, необходимое условие создания конкурентоспособных, пользующихся повышенным спросом изделий. Исторический и народный костюм является неиссякаемым источником творчества для современных стилистов одежды. Знание приемов кроя, конструктивных особенностей, художественно-композиционного построения, колористического и декоративного оформления, способов и средств формообразования, эстетических канонов народных и исторических костюмов, является основой, позволяющей создавать новые формы и пропорциональные решения одежды.
Вышивка   В этом разделе воспитанники знакомятся с разными видами вышивки (крестиком, гладью, комбинированной вышивкой), использованием вышивки в одежде.
Декорирование изделий включает в себя фактурирование  (познакомить с основными материалами и технологиями изготовления различных фактур, используемых в декоративном искусстве), текстильную аппликацию, изготовление декоративных аксессуаров.
По окончании первого модуля воспитанник получает сертификат и ему присваивается звание «Подмастерье», по окончании второго модуля – «Мастеровой», по окончании третьего – «Мастер». Мастерство - качество любой профессиональной деятельности, стремление и умение исполнять свое дело наилучшим образом. Мастерская – место, где мастер выполняет свою работу качественно и демонстрирует высокий уровень своих достижений. Это место подготовки профессионалов.
Методическое обеспечение образовательного процесса.
В процессе обучения и воспитания используются следующие методы и приемы: объяснительно-иллюстративный, метод практической деятельности, проблемно-поисковый, игровой, ситуационный.                                 
Виды и формы индивидуальной и коллективно–групповой деятельности направлены на активизацию познавательных процессов, сочетают интеллектуальную, практическую, самостоятельную и интерактивную деятельность.
В образовательном процессе можно выделить следующие сферы деятельности:
• познавательная, которая организуется через систему знаний, умений, навыков, участие в интеллектуальных творческих играх, познавательных досуговых программах;
• воспитательная, которая реализуется через организацию выставок, коллективных мероприятий, посещение музеев, экскурсии, проблемные ситуации;
• развивающая, которая реализуется через сочетание различных видов формотворчества, активизацию познавательных процессов, новые технологии обучения, возможность сочетать различные направления и формы занятий.
Основными формами занятий в образовательном процессе являются: беседы об искусстве и красоте вокруг нас, занятия – исследования, комбинированные занятия, практические занятия, экскурсии, выставки, коллективно–творческие занятия, проектная деятельность.
Условия реализации программы.
Занятия в «Творческой мастерской» проводятся на базе Дома школьника №2 (ул. 2-я Дачная, 20), который является филиалом ЦДТ №4, в светлом просторном кабинете, который соответствует нормам СанПин 2.4.117-02, имеется музыкальный центр для проигрывания аудиозаписей, персональный компьютер, три швейные машины, дидактический и наглядный материал.
Режим занятий:
1 год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа;
2 год обучения – 2 раза в неделю по 3 часа;
3 год обучения – 2 раза в неделю  по 3 часа;
4 год обучения – 2 раза в неделю по 3 часа;
5 год обучения – 2 раза в неделю по 3 часа;
6 год обучения – 2 раза в неделю по 3 часа;
7 год обучения – 2 раза в неделю по 3 часа;
8 год обучения – 2 раза в неделю по 3 часа;
Основной принцип построения программы – триединство обучения, воспитания и развития. Задача педагога – создать такое познавательно-воспитательно-развивающее  пространство, чтобы воспитанник не просто получал определенный набор знаний, но и активно развивался, что в итоге позволит ему приобрести способность выражать собственные возможности, т. е. творить, быть успешным и востребованным членом общества. Каждое занятие содержит в себе элементы развития и воспитания (см. Приложение 1).   
Программа «Творческая мастерская» реализуется в рамках сквозных программ Центра детского творчества №4: «Здоровье», «Наследие», «Детская филармония», «Талант плюс» (см. Приложение 4).   
Программа  «Здоровье»  нацелена на здоровьесбережение ребенка и реализуется через мероприятия в творческом объединении: экскурсии в парк, участие в спортивных мероприятиях ЦДТ №4 «Малые олимпийские игры», прогулки на лыжах, однодневные походы, беседы о здоровом образе жизни.
Сквозная программа ЦДТ №4  «Наследие» руководит мероприятиями, посвященными возрождению народных традиций и промыслов. В рамках сквозной программы включены тематические разделы, посвященные изучению народных промыслов России, истории народного костюма. Проводятся воспитательные мероприятия по народным праздникам: Рождество, Масленица, Пасха.
Насыщенная концертная деятельность на базе Дома школьника №2, в библиотеке №18, в школе №64 характеризуют работу творческого объединения в сквозной программе «Детская филармония».
Сквозная программа  «Талант плюс»   реализуется в работе с одаренными детьми. Талантливые дети работают по индивидуальным образовательным маршрутам, осуществляется мониторинг результативности работы детей при помощи карточек творческого роста. Обязательно участие в творческих конкурсах различного уровня. Дети постоянно участвуют в городских и областных выставках: «Малахитовая шкатулка», областная выставка декоративно-прикладного творчества, «Подарок Деду Морозу» и т. д. В течение нескольких лет в рамках интегрированного обучения и содружества с другими творческими коллективами ЦДТ №4, воспитанники «Творческой мастерской» принимают участие в конкурсах театров мод «Золотая нить», Российский конкурс-фестиваль «Образ», региональный конкурс молодежных театров моды «Мир молодых»,   Российский конкурс-фестиваль талантливых детей и молодежи «Золотое кольцо» (см. Приложение 2).                  
Активное участие в деятельности объединения «Творческая мастерская» принимают родители. Это участие детей и родителей в воспитательных и массовых мероприятиях объединения. Помощь родителей при проведении экскурсий, праздников, совместных вечеров творчества (см. Приложение 3).
Прогнозируемый результат
Первый модуль «Подмастерье»
Прогнозируемый результат 1-ого года обучения

Воспитанники должны знать:
• название семи цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый);
• правила получения новых цветов путем смешивания основных цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый, синий и желтый – зеленый и т.д.)
• о работе художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и проч.)

Воспитанники должны уметь:
• правильно сидеть за столом, правильно держать лист бумаги и карандаш;
• свободно работать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
• передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов;
• правильно работать акварельными красками – разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);
• выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);
• применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома);
• устно описать изображенные на картине или иллюстрации предметы и явления (человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода и т.д.); выразить свое отношение;
• пользоваться простейшими приемами лепки;
• выполнять простые по композиции иллюстрации.

Первый модуль «Подмастерье»
Прогнозируемый результат 2-ого года обучения

Воспитанники должны знать:
• особенности рисунка, живописи, картины, иллюстрации;
• о художественной росписи по дереву (Городец, Хохлома, Меземская роспись), о глиняной народной игрушке (Дымково);
• о цветах спектра в пределах наборов акварельных красок; об основных цветах (красный, желтый, синий);
• основные приемы лепки листьев цветов;
• понятия «цилиндр» и «конус», способы конструирования фигур;
• понятия «плоские и объемные геометрические фигуры»;
• основные приемы складывания из бумаги.

Воспитанники должны уметь:
• иметь суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник);
• правильно и выразительно передавать в рисунке несложную форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
• правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную поверхность (в пределах намеченного контура), менять направление мазков согласно форме изображаемого предмета;
• определить величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги;
• передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;
• передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;
• передавать в тематических рисунках пространственные отношения, согласно правилу «ближе-дальше»;
• выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно-обобщенных форм растительного мира, а также из геометрических форм;
• усовершенствовать способ лепки «растирка»»
• лепить из теста простые объекты (цветы, листья, животных);
• выполнять несложные приемы, наиболее часто встречающиеся в оригами;
• пользоваться развертками цилиндра и конуса и создавать из них объемные фигуры;
• правильно передавать в объемных игрушках основные черты и признаки животных и птиц;
• оформлять изделия аппликацией.
Первый модуль «Подмастерье»
Прогнозируемый результат 3-й год обучения

В течение учебного года воспитанники должны углубить свои знания о композиции, цвете, рисунке, приемах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира;
усвоить:
• доступные сведения об известных центрах народных художественных промыслов (Жостово, Гжель);
• начальные сведения о декоративной росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова и Полхов-Майдана;
• понятие холодной и теплой цветовой гаммы родственных цветов;
• понятие «перспектива» и ее правила в живописи;
• понятие «стилизация» в аппликации.

Воспитанники должны уметь:
• выражать свое отношение к произведению искусства;
• чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество форм, очертаний;
• использование разных видов линий в рисунках;
• правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
• соблюдать последовательное выполнение рисунка (строение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
• творчески использовать приемы народной росписи в изображении декоративных цветов и листьев;
• свободно и правильно пользоваться шаблонами и инструментом в аппликации;
• обводить и вырезать сложные растительные формы и предметы;
• выполнять сюжетные аппликации плоскостные и с применением элементов оригами;
• владеть техникой мозаики для выполнения несложной предметной аппликации;
• создавать отдельные игрушки на основе тел вращения.
Первый модуль «Подмастерье»
Прогнозируемый результат 4-й год обучения
В течение года воспитанники должны ознакомиться с основными видами и жанрами изобразительного искусства и усвоить:
• сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно, композиция, контраст света и тени, сочетание оттенков цвета, колорит и т.п.)
• знания  видов современного декоративно-прикладного искусства;
• основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контраст света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра;
• технологию работы с бумажной пластикой;

Воспитанники должны уметь:
• определять  принадлежность произведений искусства к тому или иному виду или жанру искусства;
• выполнять изображение отдельных предметов с использованием фронтальной и угловой перспективы;
• использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображаемых объектов;
• использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, применять простейшие приемы народной кистевой росписи;
• применять знания о линейной и воздушной перспективе, светотени, как выразительных средствах в живописи;
• выполнять силуэтную аппликацию в контрастных цветах;
• свободно пользоваться инструментами для построения объемных геометрических фигур, делать разметку;
• создавать изделия (игрушки и архитектурные постройки);
• владеть техникой папье-маше;
• создавать свои собственные изделия на основе творческих замыслов и полученных ранее знаний и умений, начиная с эскизов.


Второй модуль «Мастеровой»
Прогнозируемый результат 5-ый год обучения

Воспитанники должны знать:
• виды ткани и ее свойства;
• названия швов и декоративных строчек;
• знание цветового круга Освальда;
• различия между техниками батика.

Воспитанники должны уметь:
•  отмерять нить;
•  выполнять ручные швы;
• определять на ткани долевую, уточною и косую нить, изнаночную и лицевую стороны;
•  подбирать и сочетать оттенки холодного и теплого цветов;
• завязывать узлы из ткани;
• складывать ткань ровными квадратами;
• пользоваться восковыми карандашами;
• переносить эскизный рисунок на ткань;
• выполнять сложные композиции.

Второй модуль «Мастеровой»
Прогнозируемый результат 6-ой год обучения

Воспитанники должны знать:
• особенности раскроя и пошива  игрушек из разного материала;
• устройство швейной машины;
• классификацию машинных швов;
• виды влажно-тепловой обработки;
• технологические способы сборки лоскутных деталей;
• способ холодной росписи ткани;
• технику «де купаж»;
• особенности метода проектов.

Воспитанники должны уметь:
• построить выкройку игрушки;
• заправить швейную машину;
• разработать эскиз орнаментальной композиции;
• изготовить небольшое по объему лоскутное изделие;
• владеть техникой свободной росписи;
• работать специальными красками по ткани;
• декорировать предметы интерьера в технике «де купаж».

Третий  модуль «Мастер»
Прогнозируемый результат 7-ой год обучения

Воспитанники должны знать:
• характерные особенности и общие закономерности развития модных тенденций в костюме различных исторических периодов;
• знать характерные особенности различных видов композиционного решения исторического костюма, его форм и пропорций, декора, колористического решения и видов отделки;
• основные детали одежды народного костюма.

Воспитанники должны уметь:
• работать с литературными источниками, справочниками, энциклопедиями, журналами мод;                                                                 
• выполнять зарисовок внешнего вида костюма, орнамента, отдельных деталей туалета, графического изображения кроя;
• выполнять декорирование народного костюма (вышивка, аппликация);
• выполнять эскизный проект народного костюма.
Третий  модуль «Мастер»
Прогнозируемый результат 8-ой год обучения

Воспитанники должны знать:
• варианты использования различных элементов кроя, декора, силуэтной формы, общего стилевого и пропорционального решения, исторического и народного (национального) костюма в последующие исторические периоды включая моду ХХ века.
• способы и приемы достижения разнообразия силуэтных форм и отдельных моделей за счет использования конструктивно-декоративных элементов, различных видов отделки, фактуры материалов, колористической отделки и т.д.;
Воспитанники должны уметь:
• используя иллюстрированный материал, выполнять комплексный системный анализ тенденций моды.
• анализировать влияние субъективных и объективных факторов на формирование модных тенденций и стилевых предпочтений, в том числе социально-политических, психологических, этнически-традиционных и личностных.
• создавать новые образные решения на базе ассоциаций с костюмом прошлых лет, умение находить образ, наиболее отвечающий сегодняшним требованиям моды с учетом психологического портрета современного человека.
• Создавать проект коллекции моделей одежды.
Неотъемлемый компонент программы – мониторинг образовательного процесса:  диагностика (анкетирование, анализ) запросов, интересов и удовлетворенности воспитанников и их родителей в сфере образования по программе.  (Приложения 5-8).    Отслеживание динамики качества образования – определения уровня обученности воспитанников, анализ результативности с целью совершенствования, корректировки, оптимизации работы программы (см. Приложения 9-12).
Механизм контроля над качеством программы включает в себя следующие компоненты.                                                                                               
Входной мониторинг (осуществляется в начале каждого учебного года) позволяет выяснить общий уровень воспитанников, выявить наиболее способных, одаренных детей; выяснить мотивацию обучения, провести социально – психологическое обследование. Предварительное выявление уровня знаний, умений и навыков обучающихся по данной программе проводится в начале учебного года для определения усвоения воспитанниками важнейших моментов программы предыдущего года. Используются методы анкетирования, тестирования, графических упражнений.                                                 
Текущий контроль осуществляется в процессе усвоения каждой изучаемой темы, при этом диагностируется уровень усвоения отдельных блоков программы. Также детям дается возможность взаимной оценки и самооценки. В процессе контроля каждого занятия создается возможность выявления уровня усвоения учебного материала, недочетов, положительных и отрицательных моментов применяемых технологий. Используются методы наблюдения, рефлексия, организуются мини-выставки.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года, помогает выявить рост мастерства, изобретательности, самостоятельности, развитие творческого мышления, художественного вкуса, освоение законов композиции и конструирования. Итоговый контроль проводится в следующих формах:  защита творческого проекта, участие в выставках, конкурсах разных уровней.
В целом контроль позволяет определить эффективность ведения образовательной деятельности, оценить результаты, внести изменения в учебный процесс.
При реализации программы создаются оптимальные условия для формирования и развития личности ребенка, его культуры. Овладевая навыками декоративно-прикладного труда, воспитанники систематизируют знания по народному декоративно-прикладному творчеству, приобщаются к народному искусству. Обучение строится таким образом, что образовательный продукт с каждым годом выходит на более высокий уровень. Такая постановка учебно-воспитательного процесса формирует психологическую подготовку к труду. При выполнении работ разных видов художественной деятельности ребенок проявляет творческую индивидуальность и свое эмоционально-личностное отношение.
Модель выпускника творческого объединения
«Творческая мастерская»
В результате освоения данной программы, воспитанник должен уметь использовать приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни:
• проявлять умения и навыки, творческую индивидуальность и эмоционально-личностное отношение при выполнении работ того или иного вида художественной деятельности;
• использовать выразительные особенности разных художественных материалов в работе;
• иметь навыки самостоятельной творческой работы;
• применять орнаментальные элементы в работах декоративно-прикладного характера;
• воспринимать свою национальную культуру сквозь призму мировой культуры и тем самым оценивать ее уникальность и неповторимость.
• использовать различные источники информации для получения технологических сведений;
• быть способным к самоактулизации – выражению своих возможностей;
• быть готовым к осуществлению деятельности в социуме в атмосфере сотрудничества, уважительного отношения друг к другу;
• быть ориентированным на абсолютные вечные ценности.

Первый модуль «Подмастерье»                                            
                          Учебно-тематический план 1-ый год обучения
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Всего 144 часа.


№ раздела и темы

Название раздела и темы

Форма занятия

Количество часов

   
Всего        Теория      Практика

1

1.1

Вводный раздел

Вводное занятие
Знакомство с предметом деятельности, направлениями работы, образцами будущих изделий, наглядным материалом. Техника безопасности. Диагностика способностей детей.

Социально-
психологическое обследование, инструктаж

2

2

1

1

1

1

2.
2.1.

2.1.1.
2.1.2.

2.1.3.

2.1.4.
2.1.5.

Основной раздел
«Рисунок», «Живопись»

Рисование фруктов и овощей.
Рисование простых по форме листьев, цветов, насекомых, рыб.
Выполнение графических и живописных упражнений.
Рисование на темы.
Иллюстрирование народных сказок.

Беседа, практическое задание


Творческое задание,



прослушивание сказок

116
62

6
18

6

20
12

32
16

2
4
2


4
4

84
46

4
14
4


16
8

2.2.

2.2.1.


2.2.2.




2.2.3.

«Декоративная работа»

Рисование в полосе, узоров из форм растительного мира, а также из геометрических форм.
Упражнения в приемах рисования кистью простейших элементов растительных и геометрических узоров на примере народной росписи (ягоды, листья, круги, полосы).
Рисование основных элементов Хохломской и Городецкой росписи. Элементы рисунка
на плоскости. (Дымковская игрушка)



Беседа, практическое задание





Беседа, показ презентации

18

4


4



10

5

1


1



3

13

3


3



7

2.3.
2.3.1.

2.3.2.
2.3.3.

2.3.4.

«Лепка»
Лепка простых по форме листьев деревьев (веточка рябины).
Лепка насекомых (гусеница).
Прием растирки (бабочка, снеговик, солнышко).
Прием растирки с применением нетрадиционных материалов.

Беседа, практическое задание

16
2

2
8

4

5
1

1
2

1

11
1

1
6

3

2.4.

2.4.1.



2.4.2.

«Аппликация»

Рисование и вырезание из бумаги простых геометрических форм, составление в простой узор, наклеивание на бумагу.

Составление сюжетной аппликации.



Коллективно- творческое занятие


Творческое задани
е

20

4



16

6

2



4

14

2



12

3.

3.1.

Заключительный раздел

Занятия воспитательного и развивающего характера

Беседа, конкуры, экскурсии, прогулки, праздники, спортивные занятия.



26



8



18

 



Итого


144


41


103


Первый модуль «Подмастерье»
Учебно-тематический план   2-ой год обучения
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа. Всего 216 часов.


 

Главная    Фотоальбом    Контакты      История коллектива РИК      Уголок модистки   Новости     Блог    

 
раскрутка сайтов профиль для гипсокартона
счетчик посещений
Назад к содержимому | Назад к главному меню