Народные промыслы Ивановского края - Модельное агентство РИК

Перейти к контенту

Главное меню:

Народные промыслы Ивановского края

Проекты

Управление образования Администрации г. Иванова
Муниципальное  бюджетное учреждение
дополнительного образования
Центр детского творчества №4







Проект
«Народные промыслы Ивановского края»
Творческое объединение «Модельное агентство РИК»


Автор : Андрюнина Анжелика, 14 лет
Руководитель проекта:
ПДО Надежда Николаевна Бурак







Иваново 2018


Тема «Народных промыслов»  выбрана не случайно. Народные художественные промыслы это — неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен опыт многих веков эстетического восприятия мира, сохранены глубокие художественные традиции самобытных культур многонациональной России. Неповторимые художественные изделия народных мастеров любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом, они стали символами и визитной карточкой отечественной культуры, вкладом России во всемирное культурное наследие.
Реализация творческого проекта началась с исследовательской работы. Но идея создания творческого проекта явилась логическим продолжением работы по теме «Народные промыслы России». Проект  интересен детям, любящим нашу историю, культуру, декоративно-прикладное искусство. На него могут смотреть множество людей, и получает информацию с его страниц. Подрастающее поколение с его помощью почерпнет знания о своей родине и культуре своего народа.

Проблема: недостаточная информированность детей о конкретных народных промыслах Ивановской области.

Целью проекта являлась практическая разработка альбома и презентации «Народные промыслы Ивановского края».

Задачи творческого проекта :
- изучение народных промыслов Ивановской губернии;
- создание дизайн - макета в программе Microsoft Office Power Point;
- печать альбома.

Этапы реализации проекта:
Сроки февраль-апрель 2018.
1. Подбор информации по данной проблеме: февраль-март 2018..
2. Анализ результатов апрель 2018г..
3. Создание дизайн - макета в программе Microsoft Office Power Point: апрель 2018г.
4. Печать альбома: апрель 2018г.
5. Презентация проекта 19.04.2018 в ПОЧУ ИКТ на межрегиональной конференции, посвященной юбилею Ивановской Губернии.

Участники проекта: обучаемые в образцовом коллективе «Модельное агентство РИК», руководитель Н Н Бурак.

Подбор информации по данной проблеме.
Ивановская народная вышивка (Иваново, Шуя, Пучеж, поселки Палех, Холуй, Лух, Пестяки и села Верхний Ландех Пестяковского района, с.Васильевское Шуйского района), получившая широкое распространение во второй половине XIX века, характеризуется богатством орнаментальных мотивов и сложностью технических приемов исполнения. Для оформления крестьянского костюма и убранства избы ивановские мастерицы применяли белую и цветную строчку со сложным узором на прозрачных тканях, отличающуюся большим разнообразием ажурных швов и узорных разделок, богатством фактуры, безупречностью технического исполнения, или сочетали белую строчку с цветным шелковым контуром. Столовое и постельное белье, женскую одежду обычно украшали символическими растительными и геометрическими орнаментами. Кроме строченой техники ивановские вышивальщицы широко использовали счетную и свободную гладь, тамбур, узкие или широкие мережки, "роспись", "вырезы" и другие традиционные швы, что разнообразило орнамент и придавало ему особое изящество. Ивановские вышивки пользовались огромным успехом не только в России, но и за границей.
Белая строчка - все разновидности ажурного (сквозного) шва носят общее название "строчка" - выполняется по сетке, которая получается на ткани путем выдергивания трех-четырех нитей основы и утка. Затем горизонтальные и вертикальные столбики сетки по диагонали поочередно обвивают белыми нитками. Перевитую сетку заполняют разнообразными узорами. Народные мастерицы разработали множество приемов заполнения сетки. Наиболее распространенными являются "плотный настил", "штопка", "рогожка" и другие. В результате применения узорных разделок на сетке получался красивый фактурный узор на ажурном фоне. Используются два вида ивановской белой строчевой вышивки: вышивка по мелкой сетке (старинная крестьянская вышивка) и узорная вышивка по крупной сетке (типа гипюр). Часто белая строчка сочетается с цветной обводкой, что придает изделиям нарядный вид.
Разновидностью белой строчки являются "вырезы". "Вырезы" выполняются по крупной сетке с ячейкой до 0,5 см. Нити столбиков сетки при этом переплетаются плотным настилом. В основном "вырезы" применялись для создания геометрических узоров.
Простейшей формой строчки считаются мережки. Различают узкие и широкие мережки с различным заполнением пространства между столбиками. Для мережек из ткани выдергивается три-пять и более нитей по основе или утку. Затем полученные свободные нити собираются в пучки, которые располагаются параллельно или наклонно по диагонали. Такие мережки называются "столбиком" и "расколом". Часто мережка-столбик заполняется разделками в виде "жучков", "копеечек", "воздушных петель", плотных настилов и других швов.
Кроме изделий, украшенных строчкой и белой гладью, на продажу в город шли вышивки, выполненные тамбуром.
Тамбурный шов имеет вид цепочки, звенья которой заходят одно за другое. Выполняли тамбурные вышивки иглой или крючком. Тамбуром вышивали по холсту или по фабричным гладкокрашенным тканям, часто по кумачу, "крестом" и "шитьем по вырезу".
Характерная для определенных районов Ивановской области вышивка "кубанцами" преобладает в изделиях мастериц Палехской строчевышивальной фабрики. Узор здесь составляется из отдельных ажурных квадратиков, которые группируются в ромбы, треугольники, полосы, зигзаги. Ажурные просветы квадратов сочетаются со счетной гладью в виде геометрических фигур. Часто "кубанец" имеет вид ступенчатого ромба, ажурные квадраты которого заполнены мелкими кружочками (название узора -"пуговка"), а от основной фигуры "кубанца" отходят спиралевидные завитки, выполненные росписью (они носят название "кудри"). Гладьевые вышивки особенно были распространены в Верхнем и Нижнем Ландехе и в Холуе.
Орнамент - одно из интереснейших явлений декоративного искусства, подспудно несущее в себе осколки обрядности, верований, культов древности, - в ивановской вышивке первоначально геометрический, состоящий из ромбов, квадратов, треугольников, розеток, затем - изобразительный с включением женских фигур, коней, всадников, птиц. Древний мотив ромб или косо поставленный квадрат, разделенный крест-накрест на четыре квадрата с точкой в центре, получивший в ивановской вышивке название "уступчивый ромб" или "кубанец", у славян-язычников означал "засеянное поле". С изображением "древа жизни" или "мирового дерева" связывают древнейшие представления человека о возникновении мира, о его строении. Часто дерево изображали в виде цветка, пышного куста. Главным образом в вышивках Севера и Верхнего Поволжья была женщина, олицетворявшая культ великой богини земли, плодородия, матери всего сущего. Образ "мать-сыра-земля" сливался с символами жизни, с цветущим или плодоносящим деревом. По бокам от нее - слуги в виде коней. Конь - спутник солнца - символизировал хозяйственное благополучие. Птиц в вышивках изображали в связи с пожеланием доброго урожая, плодовитости девушкам, выходящим замуж, а также в связи с обрядами встречи весны.

В XIX веке появляются сюжетные орнаменты из городского и дворянского быта: военные на вздыбленных конях, модницы с веерами и зонтиками, праздничные выезды в роскошных каретах и т.д. Во второй половине XIX века купцом Елисеевым в селе Верхний Ландех было основано предприятие по производству и сбыту строчевышитых изделий, на котором работали мастерицы Верхнего и Нижнего Ландеха, Палеха, Холуя, Пестяков. Изделия лучших вышивальщиц Елисеев продавал в лучших магазинах Москвы и Петербурга, а также в Сибири и на Дону. Развитие промысла повлекло за собой появление новых орнаментальных мотивов и технических приемов. Сообразуясь со вкусами купеческого и мелкобуржуазного городского потребителя, вышивальщицы заменили традиционный геометрический орнамент растительным, который выполнялся белой свободной гладью и белой строчкой по мелкой сетке. Вскоре растительный узор получил распространение не только на изделиях для продажи в городе, но и в крестьянском быту. Ивановские мастерицы никогда слепо не копировали растительные орнаменты, а выбирали наиболее интересные мотивы и по-своему их компоновали, стремясь найти интересные приемы выполнения различных цветочных форм. Так, в привычный узор из виноградных гроздьев, роз и других садовых цветов вводились изображения полевых трав. В основе творчества мастериц лежало стремление приблизиться к реальному силуэту цветка.

В начале XX века вышивки с растительным узором выходят из моды. Начинают преобладать геометрические орнаменты, требующие сложных технических приемов. Появляются вышивки, где сочетаются строчевые мотивы со счетной гладью. Наиболее распространенная форма узора изделий, выполненных в этой технике, - ступенчатый ромб, так называемый "кубанец". Распространяются также различные виды гипюров. Появляется сетка с крупными ячейками, которую плетут из нитей или же получают, выдергивая большое количество нитей ткани. На такой крупной сетке чаще всего встречается узор, носящий образное название "колесо с мизгирем", состоящий из колец и крестообразных форм.
В конце 20-х - начале 30-х годов XX века в Иванове, Шуе и других селах области: Васильевское Шуйского района, Верхний Ландех Пестяковского района, Лух Лухского района, Палех Палехского района, Пучеж пучежского района, Холуй Холуйского района - были организованы строчевышивальные артели. Большое участие в организации артелей паринимал уроженец Холуя Н.И.Дьяков. К 30-ым годам XX века ивановский строчевой промысел вырос в мощный центр по производству вышитых изделий, большое количество которых экспортировалось в Западную Европу и Северную Америку. В вышивке использовали традиционную строчку, тамбур, свободную гладь и другие швы. В вышивках, выполняемых по счету нитей ткани, преобладали геометрические мотивы. Свободной гладью и тамбуром вышивали растительные узоры - крупные и мелкие цветы, собранные в гирлянды, венки, букеты.
Традиции народной вышивки благотворно сказались на художественном качестве машинной вышивки. В свою очередь в народной вышивке всё чаще встречается сочетание ручных и машинных приёмов работы.
В Ивановской области сегодня успешно работают предприятия, сочетающие машинную вышивку и ручную работу, - это "Ивановская строчевышивальная фабрика", ТОО "Шуйская строчевышивальная фабрика", ЗАО "Истоки" (г. Пучеж), ООО "Пестяковская строчевышивальная фабрика". Марка ивановской вышивки, сохраненная и преумноженная мастерицами-вышивальщицами Ивановской области, признана и российскими, и заграничными специалистами, о чем свидетельствуют многочисленные награды, полученные на выставках и ярмарках.
Ивановская народная вышивка (Иваново, Шуя, Пучеж, поселки Палех, Холуй, Лух, Пестяки и села Верхний Ландех Пестяковского района, с.Васильевское Шуйского района), получившая широкое распространение во второй половине XIX века, характеризуется богатством орнаментальных мотивов и сложностью технических приемов исполнения. Для оформления крестьянского костюма и убранства избы ивановские мастерицы применяли белую и цветную строчку со сложным узором на прозрачных тканях, отличающуюся большим разнообразием ажурных швов и узорных разделок, богатством фактуры, безупречностью технического исполнения, или сочетали белую строчку с цветным шелковым контуром. Столовое и постельное белье, женскую одежду обычно украшали символическими растительными и геометрическими орнаментами. Кроме строченой техники ивановские вышивальщицы широко использовали счетную и свободную гладь, тамбур, узкие или широкие мережки, "роспись", "вырезы" и другие традиционные швы, что разнообразило орнамент и придавало ему особое изящество. Ивановские вышивки пользовались огромным успехом не только в России, но и за границей.
Белая строчка - все разновидности ажурного (сквозного) шва носят общее название "строчка" - выполняется по сетке, которая получается на ткани путем выдергивания трех-четырех нитей основы и утка. Затем горизонтальные и вертикальные столбики сетки по диагонали поочередно обвивают белыми нитками. Перевитую сетку заполняют разнообразными узорами. Народные мастерицы разработали множество приемов заполнения сетки. Наиболее распространенными являются "плотный настил", "штопка", "рогожка" и другие. В результате применения узорных разделок на сетке получался красивый фактурный узор на ажурном фоне. Используются два вида ивановской белой строчевой вышивки: вышивка по мелкой сетке (старинная крестьянская вышивка) и узорная вышивка по крупной сетке (типа гипюр). Часто белая строчка сочетается с цветной обводкой, что придает изделиям нарядный вид.



Разновидностью белой строчки являются "вырезы". "Вырезы" выполняются по крупной сетке с ячейкой до 0,5 см. Нити столбиков сетки при этом переплетаются плотным настилом. В основном "вырезы" применялись для создания геометрических узоров.
Простейшей формой строчки считаются мережки. Различают узкие и широкие мережки с различным заполнением пространства между столбиками. Для мережек из ткани выдергивается три-пять и более нитей по основе или утку. Затем полученные свободные нити собираются в пучки, которые располагаются параллельно или наклонно по диагонали. Такие мережки называются "столбиком" и "расколом". Часто мережка-столбик заполняется разделками в виде "жучков", "копеечек", "воздушных петель", плотных настилов и других швов.
Кроме изделий, украшенных строчкой и белой гладью, на продажу в город шли вышивки, выполненные тамбуром.
Тамбурный шов имеет вид цепочки, звенья которой заходят одно за другое. Выполняли тамбурные вышивки иглой или крючком. Тамбуром вышивали по холсту или по фабричным гладкокрашенным тканям, часто по кумачу, "крестом" и "шитьем по вырезу".
Характерная для определенных районов Ивановской области вышивка "кубанцами" преобладает в изделиях мастериц Палехской строчевышивальной фабрики. Узор здесь составляется из отдельных ажурных квадратиков, которые группируются в ромбы, треугольники, полосы, зигзаги. Ажурные просветы квадратов сочетаются со счетной гладью в виде геометрических фигур. Часто "кубанец" имеет вид ступенчатого ромба, ажурные квадраты которого заполнены мелкими кружочками (название узора -"пуговка"), а от основной фигуры "кубанца" отходят спиралевидные завитки, выполненные росписью (они носят название "кудри"). Гладьевые вышивки особенно были распространены в Верхнем и Нижнем Ландехе и в Холуе.
Орнамент - одно из интереснейших явлений декоративного искусства, подспудно несущее в себе осколки обрядности, верований, культов древности, - в ивановской вышивке первоначально геометрический, состоящий из ромбов, квадратов, треугольников, розеток, затем - изобразительный с включением женских фигур, коней, всадников, птиц. Древний мотив ромб или косо поставленный квадрат, разделенный крест-накрест на четыре квадрата с точкой в центре, получивший в ивановской вышивке название "уступчивый ромб" или "кубанец", у славян-язычников означал "засеянное поле". С изображением "древа жизни" или "мирового дерева" связывают древнейшие представления человека о возникновении мира, о его строении. Часто дерево изображали в виде цветка, пышного куста. Главным образом в вышивках Севера и Верхнего Поволжья была женщина, олицетворявшая культ великой богини земли, плодородия, матери всего сущего. Образ "мать-сыра-земля" сливался с символами жизни, с цветущим или плодоносящим деревом. По бокам от нее - слуги в виде коней. Конь - спутник солнца - символизировал хозяйственное благополучие. Птиц в вышивках изображали в связи с пожеланием доброго урожая, плодовитости девушкам, выходящим замуж, а также в связи с обрядами встречи весны.

В XIX веке появляются сюжетные орнаменты из городского и дворянского быта: военные на вздыбленных конях, модницы с веерами и зонтиками, праздничные выезды в роскошных каретах и т.д. Во второй половине XIX века купцом Елисеевым в селе Верхний Ландех было основано предприятие по производству и сбыту строчевышитых изделий, на котором работали мастерицы Верхнего и Нижнего Ландеха, Палеха, Холуя, Пестяков. Изделия лучших вышивальщиц Елисеев продавал в лучших магазинах Москвы и Петербурга, а также в Сибири и на Дону. Развитие промысла повлекло за собой появление новых орнаментальных мотивов и технических приемов. Сообразуясь со вкусами купеческого и мелкобуржуазного городского потребителя, вышивальщицы заменили традиционный геометрический орнамент растительным, который выполнялся белой свободной гладью и белой строчкой по мелкой сетке. Вскоре растительный узор получил распространение не только на изделиях для продажи в городе, но и в крестьянском быту. Ивановские мастерицы никогда слепо не копировали растительные орнаменты, а выбирали наиболее интересные мотивы и по-своему их компоновали, стремясь найти интересные приемы выполнения различных цветочных форм. Так, в привычный узор из виноградных гроздьев, роз и других садовых цветов вводились изображения полевых трав. В основе творчества мастериц лежало стремление приблизиться к реальному силуэту цветка.

В начале XX века вышивки с растительным узором выходят из моды. Начинают преобладать геометрические орнаменты, требующие сложных технических приемов. Появляются вышивки, где сочетаются строчевые мотивы со счетной гладью. Наиболее распространенная форма узора изделий, выполненных в этой технике, - ступенчатый ромб, так называемый "кубанец". Распространяются также различные виды гипюров. Появляется сетка с крупными ячейками, которую плетут из нитей или же получают, выдергивая большое количество нитей ткани. На такой крупной сетке чаще всего встречается узор, носящий образное название "колесо с мизгирем", состоящий из колец и крестообразных форм.
В конце 20-х - начале 30-х годов XX века в Иванове, Шуе и других селах области: Васильевское Шуйского района, Верхний Ландех Пестяковского района, Лух Лухского района, Палех Палехского района, Пучеж пучежского района, Холуй Холуйского района - были организованы строчевышивальные артели. Большое участие в организации артелей паринимал уроженец Холуя Н.И.Дьяков. К 30-ым годам XX века ивановский строчевой промысел вырос в мощный центр по производству вышитых изделий, большое количество которых экспортировалось в Западную Европу и Северную Америку. В вышивке использовали традиционную строчку, тамбур, свободную гладь и другие швы. В вышивках, выполняемых по счету нитей ткани, преобладали геометрические мотивы. Свободной гладью и тамбуром вышивали растительные узоры - крупные и мелкие цветы, собранные в гирлянды, венки, букеты.
Традиции народной вышивки благотворно сказались на художественном качестве машинной вышивки. В свою очередь в народной вышивке всё чаще встречается сочетание ручных и машинных приёмов работы.
В Ивановской области сегодня успешно работают предприятия, сочетающие машинную вышивку и ручную работу, - это "Ивановская строчевышивальная фабрика", ТОО "Шуйская строчевышивальная фабрика", ЗАО "Истоки" (г. Пучеж), ООО "Пестяковская строчевышивальная фабрика". Марка ивановской вышивки, сохраненная и преумноженная мастерицами-вышивальщицами Ивановской области, признана и российскими, и заграничными специалистами, о чем свидетельствуют многочисленные награды, полученные на выставках и ярмарках.






Иллюстрации из статьи: Ершова Л.В. Искусство родного края - школе //Начальная школа. 1996. №3.
Источник: "Ивановский текстиль"
Вышивка Верхний Ландех

 С 1880-х годов Верхний Ландех стал известен в России как один из основных центров строчевышивального дела. Начал раздавать в Верхнем Ландехе и окрестных деревнях заказы на изготовление строчевышитых изделий торговец предприниматель Николай Любинский.
 Однако вскоре заказами на изготовление строчевышитых скатертей, салфеток, постельного белья и предметов одежды стал заниматься уроженец Верхнего Ландеха Николай Николаевич Елисеев. Люблинские вскоре уехали в Нижний Новгород, а Н.Н. Елисеев начал продавать готовые изделия на нижегородских ярмарках, в магазинах Москвы и Петербурга, в Сибири, на Дону. Изделия местных мастериц получили широкую известность и заслуженную славу не только в России, ни и за границей.
  За представленные строчевышитые изделия Н.Н. Елисеев был награжден бронзовыми медалями в 1893 г. на Всемирной выставке в Чикаго (США) и в 1896 г. на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. При этом отмечалось «отличное качество строченых изделий». Заказчик строченых изделий из с. Кромы И.Н. Сиротки получил патент «Поставщика Двора Ее Императорского Величества».
Занимались заказами строчевышитых изделий также И.А. Григорьичев, скупщики Л.Е. Карлышев из села Погорелка и Н.А. Воронков из деревни Окатово, торговец Стройков из деревни Царенкоео, частично — В.В. Горев и др.
 Строчевую вышивку Верхнего Ландеха и окрестных сел отличали узоры с изображением цветочных мотивов — розы, виноградные грозди, веточки смородины, полевые цветы, вьюнки После революции строчевой промысел был возрожден в 1921 г. С созданием строчевой Артели. Одной из лучшей строчей того времени была А.А. Жилина. В 1923 г на Всероссийскую художественную выставку Артелью были подготовлены изделия по рисункам постельных гарнитуров с покрывал царя Михаила Федоровича (начала XVII в.). На выставке 1938 года в Париже накидка, выполненная Г.А. Кузьмичевой, получила первый приз. В 1958 году жюри Брюссельской выставки присудило серебряную медаль Ивановскому областному промсовету за участие в изготовлении уникальных изделий, среди которых был выполненный в Верхнем Ланлехе под руководством В.В. Пуховой занавес стоимостью 12 000 рублей.


Лухская строчевышивальная фабрика

85 лет назад начала выпускать продукцию Лухская строчевая артель.
В 1928 году в Лухе была создана артель по строчке и вышивке «Соцтруд», организаторами которой были А. В. Клюев и Н. И. Дьяков, ставший впоследствии председателем правления Шуйского строчсоюза.
В артель принимались мастера, владеющие различными приемами вышивки, для молодежи были организованы двухнедельные курсы, на которых опытные вышивальщицы обучали их приемам строчевой, гладьевой и крестиковой вышивки.
К 1929 году в артели было уже около 1000 работниц, которые в зимнее время занимались вышивкой. В ассортименте артели были: платья, блузки, ночные сорочки, мужские рубашки типа гуцулок и косовороток. За качеством изделий следили опытные мастерицы. Лишь спустя 6 лет после организации артели в ней появился профессиональный художник – А. П. Ганушкина, которая после окончания в 1935 году Васильевской профтехшколы была направлена в Лухскую артель художником по вышивке.
К концу 1930 годов сформировались основные особенности Лухской строчевой вышивки. В ее узорах преобладали мелкие растительные мотивы, отдаленно напоминающие ромашку. Среди вышивальщиц такие мотивы называются «бобурки». Они выполняются по перевитой сетке пушистым настилом и придают всему вышитому настилу нарядность и богатство фактуры. Каждая мастерица этот мотив выполняла по-своему. В одном изделии такие мотивы располагались в центре ромба или квадрата, и тогда они воспринимались розеткой; в другом изделии из «бобурок» строились гирлянды фризовых композиций, но чаще всего такие мотивы обрамляли контуры наиболее крупных ромбов, благодаря чему вышитый узор обретал особую выразительность и богатство.
В годы Великой Отечественной войны артель шила по спецзаказам военную одежду, однако, начиная с 1944 года, она стала выполнять и вышитые изделия. Особенно популярными в те годы были вышитые платья и блузы.
Лухское предприятие выделяется среди других наибольшим постоянством в использовании определенного вида вышивки. Здесь только в довоенные годы вышивали крестом и гладью, а после войны основной техникой вышивки стала белая строчка по мелкой сетке. Этот вид вышивки сохранился и после введения машин.
В 1965 году Лухская артель была преобразована в строчевышивальную фабрику. Усилия творческого коллектива были направлены на разработку новых видов вышитых изделий не только массового ассортимента, но и создание малосерийных и уникальных изделий, в которых строчевые узоры раскрывались во всей красоте рисунка и богатстве фактурных проработок.
Особым спросом на фабрике пользовались нарядные банкетные скатерти. Их охотно покупали иностранцы, причем французам нравились скатерти с вышитой серединой, они говорят, что «вышивка должна быть на столе», а итальянцы, наоборот, больше признают скатерти с нарядной каймой. Для наших покупателей важно, чтобы скатерть была красивой, богатой по орнаменту и фактурным проработкам.
Вышитые изделия Лухских мастеров экспонировались на многих отечественных и зарубежных выставках.
В 1997 году Лухская строчевышивальная фабрика была ликвидирована.
Предприятие народных художественных промыслов ООО "Пестяковская строчевышивальная фабрика" расположена в поселке городского типа Пестяки на улице Советская, д.119. Пестяки - районный центр, население около 5000 человек, отдален от областного центра г.Иваново 120 км, ближайшая железная дорога 90 км г.Шуя. В писцовых книгах - Суздальского уезда это село известно с 1609 году. Половина населения не имела земли, поэтому, здесь издавна были развиты самые разнообразные промыслы. Многие женщины "умели строчить и вышивать гладью", в связи с чем и здесь по заказам скупщиков выполнялись в конце ХIХ-начале ХХ века вышитые изделия. Пользовались спросом покрывала с мелкой строчкой и гладьевой вышивкой, дополненной ажурными дырочками, а позднее с цветной, менее трудоемкой вышивкой крестом. Работа по заказам скупщиков продолжалась и в первые годы Советской власти, однако, с организацией в 1932 году Пестяковской артели по строчке и вышивке, в которую объединились наиболее квалифицированные вышивальщицы, деятельность скупщиков резко сократилась. Трудно было налаживать коллективные формы работы. Не было подходящих помещений, не доставало нужных тканей и ниток для вышивки.

Вместе с тем, мастерские стали привлекать вышивальщиц все больше и больше. В начале 1930-х годов в Пестяки перевели Нижнеландеховское отделение строчевышивальной артели. Для этой цели арендовали несколько домов, наладив в них производство. Многие местные жительницы стали работать вышивальщицами. Мастера вышивки использовали как сложные строчевые узоры, так и более простые - мушку, пшенцо, паутинку, сновку, атласники и другие, однако, среди мастериц пестяковских артелей особенно популярной была техника строчки по мелкой сетке и гипюры. Из белого полотна выполнялось столовое белье: скатерти, салфетки, столешницы, декоративные полотенца, занавески на окна, строчевой ажур которых, дополненный узорными мережками, четко вырисовывался на фоне плотного полотна, придавая изделиям особую нарядность.
  
Во время Великой Отечественной Войны функционировала лишь Пестяковская артель, да и она, в основном, перешла на шитье военной одежды, но уже в 1942 году по заданию Шуйского строчсоюза начали выполнять первые заказы на изделия с вышивкой. И снова в цехах появилась традиционная белая строчка, мережки, гладьевая и крестиковая вышивка. Большой известностью в послевоенные годы пользовалась цеховой мастер - Клавдия Ивановна Ногина, проработавшая в артели свыше 20 лет. Она прекрасно владела всеми техническими приемами традиционного для данной местности шитья; строчила быстро, легко вышивала гладью. Каждый узор она словно вырисовывала тонкой иглой. Вместе с художницей А.С. Пташкиной Клавдия Ивановна разрабатывала новые изделия для массового и серийного выпуска… А.С. Пташкина составляла рисунки, а К.И Ногина выполняла их "по мелку", т.е. по рисовке или выдернутой сетке. Славилась своим мастерством в этот период Фиса Гудкова и В.С. Мамонова, которые выполняли не только плановые задания, но и создавали отдельные уникальные изделия - скатерти, столешницы, полотенца, салфетки; которые демонстрировались на многих выставках, в том числе в Москве на ВДНХ СССР.Вышивка широко использовалась в конце 1940 - начале 1950 годов не только в артели, но и в домашних условиях, как один из видов традиционного ремесла. Пестяковская вышивка особенно активно развивалась на строчевышивальном предприятии в течение всех 1950-х годов. Именно в это время творческий коллектив Пестяковской артели начал сотрудничать с художниками Института и другими строчевышивальными предприятиями области; Пестяковские мастера и художники были постоянными участниками семинаров, конкурсов и выставок, частые гости художественных и краеведческих музеев. Для сбора материала по народному искусству Пестяковского региона были организованы выезды в окрестные селения, где были зарисованы бытовавшие ранее в данной местности образцы вышитых, тканых и вязаных изделий, выявлены мастера, владеющие традиционными приемами мастерства, в том числе и вышивки. С каждым годом все более богатыми и разнообразными становились узоры вышивки и технические приемы ее выполнения. Много новых разделок появилось в белой строчке – одинарная и двойная штопка, рогожка, настил, контурные обводки, гладьевой валик и др. Но главным в выполняемых изделиях всегда была четкая конструктивная основа построения самой вещи, тонкость и изящество технического исполнения строчевого узора.
Пестяковская артель в 1960 году была преобразована в государственное предприятие – Пестяковскую строчевышивальную фабрику, но это не изменило условий ее труда. Как и раньше вышитые изделия выполнялись вручную. 1970-е годы стали для предприятия наиболее активными по развитию производства вышитых изделий. Расширялась производственная база, ускорялись темпы роста объемов производства за счет внедрения механизации. Старейшие мастера бережно сохраняли свою традиционную ручную строчку, но с большим интересом наблюдали за введением машин, на которых значительно быстрее можно было перевить сетку, выполнить обрамляющий узор валик, нанести несложные переплетения одинарной и двойной штопки, настилы, паучки. Только в течение одного 1974 года на фабрике был введен в действие цех машинной вышивки. Появились машины 22 класса, тамбурные, оверлочные, мережечные и другие. Все это значительно облегчило труд и позволило увеличить выпуск строчевышитых изделий.

  
Гордостью Пестяковской фабрики всегда была сама вышивка, которая украшала плоскостные изделия интерьерного назначения: столовое и постельное белье, накидки, детские уголки, декоративные полотенца.

                            
В последующие годы ассортимент вышитых изделий пополнился необычными для предприятия изделиями – детскими вышитыми пижамами, которые довольно быстро завоевали признание покупателей. Работая над новыми видами строчевышитых изделий, мастера и художники старались возродить характерные для старинной вышивки приемы и орнаментацию. Совместно с художниками НИИ Художественной промышленности был собран большой и очень интересный методический материал. Орнаменты с изображением архитектуры, коней, птиц с пышными хвостами, развесистых узорных деревьев, женских фигур прочно вошли в строчевую пестяковскую вышивку, демонстрируя ее богатые художественные традиции.
Творческая атмосфера в коллективе во многом зависела от директора, обеспечивающего все стороны деятельности предприятия. Таким директором с 1983 года и по настоящее время является Локтев В.Ф., много сделавший для развития и сохранения Пестяковского вышивального промысла. В 1993 году Пестяковская строчевышивальная фабрика была преобразована в ТОО, а в 1998 году – в ООО «Пестяковская строчевышивальная фабрика».
Продукция ООО «Пестяковская строчевышивальная фабрика» имеет большое признание в области, России и за рубежом. Предприятие награждено Почетными грамотами и Дипломами.
Искусство вышивки, накопленное многими поколениями мастериц, славит Пестяковскую землю и до сих пор. Под руководством директора фабрики Локтева Виктора Федоровича предприятие сохранило производственные мощности и коллектив. На данный момент в ООО «Пестяковская строчевышивальная фабрика» трудятся 40 человек. Налажено производство и реализция строчевышитых изделий изо льна с традиционной вышивкой, столовое и постельное белье, скатерти, салфетки, рушники, портьеры и другая сувенирная продукция. Заказы на изготовление строчевышитых изделий с традиционной Пестяковской вышивкой по выдерганной сетке поступают из Москвы, С-Петербурга, из Греции и Финляндии. Коллектив фабрики постоянно участвует на выставках-ярмарках в Москве, С-Петербурге, Вологде, Твери и других городах России. Участие в выставках способствует изучению спроса населения на изделия с вышивкой. Строчевышивальная фабрика в п.Пестяки – это предприятие, которое дает женщинам работу. Обучение строчевому промыслу начинается еще в местной школе. Поэтому коллектив фабрики постоянно пополняется молодыми кадрами. А это значит, что традиционная Пестяковская белая вышивка по выдерганной сетке удивительна по самобытной красоте. Ценнейшее наследие современной художественной культуры будет жить.
Шуйская вышивка
Шуйская строчевышивальная фабрика – предприятие народных художественны промыслов, основана в 1934году.
Ассортимент выпускаемой продукции насчитывает более двухсот наименований. Это  женские платья, блузки, жакеты, юбки, брюки, жилеты, сарафаны, мужские сорочки, изделия для декоративного оформления интерьера - скатерти, салфетки, дорожки, рушники. Все изделия предприятия оформлены традиционной вышивкой, которая отличается тонким вкусом и высоким мастерством. В нашей продукции соединены традиции и современность. Она для тех, кто хочет создать себе неповторимый образ, кто ценит красоту и изящество. Для выпуска изделий используются в основном натуральные льняные ткани. В настоящее время во всем мире возрастает интерес к одежде изо льна.
Льняная одежда издавна считается особым шиком и стоит недешево, кроме того, она экологична и позволяет коже дышать. Она идеально подходит для работы и отдыха.
Выпуск моделей ограничивается небольшими партиями. Это вызывает особый интерес у покупателей – так как они не хотят одеваться одинаково.
Наша продукция узнаваемая, ее любят за высокое качество исполнения, колорит, традиционность и грамотность создания. Многие покупатели с удовольствием носят наши изделия и приобретают их вновь. У нас есть постоянные покупатели в России и за ее пределами. Многие творческие ансамбли и коллективы размещают у нас свои заказы на изготовление сценических костюмов: эти изделия являются достойными образцами традиционного, исторического, фольклорного и современного костюма.
Фабрика принимает участие во многих выставках - ярмарках, конкурсах.
В 2008 году предприятие сталодипломантом конкурса «Лен -товары России» г. Вологда с присуждением I места в номинации «Народный костюм, традиции и современность». Предприятию был присужден "Серебряныйфеникс" за I место среди коллекции национальных костюмов на фестивале «Плес на Волге. Льняная палитра».
В 2009 году за участие в конкурсе «Лен товары России» в г. Вологда предприятию вновь присвоеноI место в номинации «Народный костюм: традициии современность».
В 2011 году на VI Российскомфестивале моды «Плес наВолге. Льняная палитра» предприятие вновь награждено дипломом, а коллекция получила знак «Серебряный феникс» в номинации "За лучшее использование национальных традиций в современной одежде".

Cтрочевышивальный промысел старого и нового Пучежа
Этот самобытный вид народного творчества вобрал в себя приемы вышивки, некогда бытовавшие в Нижегородской, Костромской и Владимирской губерниях.
Интересен он не только с точки зрения приемов вышивки и художественных достоинств изделий, которые создаются мастерицами. Ценно и то, что промысел сохранил свои характерные черты, хотя, несомненно, подвергался влияниям извне (особенно в советские годы, когда усилилось взаимовлияние национальных культур народов СССР, появлялась агитационная продукция).
От приданого – к заработку
Вышивка исторически была тесно связана с укладом жизни народа. Она применялась для украшения одежды, головных уборов, скатертей, полотенец, свадебных подарков, причем в каждой местности существовали свои особые узоры и свои приемы их выполнения. В приданом, которое готовили себе девушки, обязательно были вещи, украшенные вышивкой. Это было характерно и Пучежской волости. (Н.С. Королева, «Строчевышивальный промысел старого и нового Пучежа», «Народные художественные промыслы Ивановской области», М., 1994).
Считается, что массово заниматься вышивкой на территории нынешнего Пучежского района начали в XVIII и особенно в XIX веке, когда вышитые изделия стали востребованы в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и других крупных городах. Промысел строился по принципу приработка, им занимались крестьянки, как правило, осенью и зимой. Скупщики развозили по домам ткань и нитки, а после забирали готовую работу и отдавали деньги (там же).
Нередко молодые девушки собирались и вместе занимались рукоделием. «Тут и поболтаем, и песню споем, и посмеемся», - рассказывала впоследствии надомница пучежской строчевышивальной фабрики Ольга Андреевна Шичкова («Ленинское знамя», Пучеж, 1979 год, 24 июля, 29 июля и 2 августа).
Наиболее высоко ценилась мелкая белая строчка и тонкая белая гладь с ажурными вырезами, за которой сохранилось название «английская гладь». Изделия оформлялись главным образом ручной вышивкой. К наиболее распространенным ее видам относится прозрачная строчевая вышивка по сетке, образованной из ткани с выдернутыми вдоль и поперек нитками.
Строчевая вышивка в то время была весьма разнообразной. В ней преобладал растительный орнамент в виде гирлянд, сюжетные сцены, геометрические фигуры. Часто использовались мотивы в виде рокайльных завитков.
В конце XIX – начале XX века для вышивки нередко использовались рисунки, печатавшиеся в приложениях к журналам «Родина», «Нива», «Новый русский базар» и т.д. (С.И. Бутылина, «Творческие проблемы современных народных промыслов», Ленинград, 1981 год, стр. 304). Эти рисунки распространялись через скупщиков. Так в вышивках появились изображения веток сирени, цветущих роз, гроздей винограда, бабочек, птиц и др.
Во все годы становления и развития строчевышивального промысла города Пучеж мастерицы сохраняли в своих работах тонкость и изящество строчевых переплетений, разнообразие рисунков и композиционных решений.

От артели – к фабрике
В 1920-х годах в Пучежской волости стали появляться артели вышивальщиц. Первыми были Кандауровская и Ушибихинская артели (Г. Шаргатов, главный бухгалтер фабрики, «Страницы нашей летописи», «Ленинское знамя», Пучеж, 4.12.1966). Промысел становится массовым. К 1928 году в волости насчитывалось 14 строчевышивальных артелей. («Народные умельцы», Иваново, 1990 г., с. 103).
Официально в артелях работало около 1500 человек, фактически же - до 11 000, поскольку на одну книжку члена артели нередко трудилась вся семья. (Л.И. Воронова. «Вышивка Ивановской области», сборник «Народные художественные промыслы: теория и практика». М., 1982, с. 43). Работать начинали с детских лет, поэтому уже к отрочеству многие девушки обладали зрелым мастерством и развитым художественным вкусом.
В начале 1930-х годов до 90% своей продукции артели отправляли за границу – в США, Англию и Францию. Рисунки этих вышивок многие работницы называли «дикими» (в основном, из-за цветовых решений). Для поощрения вышивальщиц, работавших на экспорт, им выделяли дефицитные товары, например, керосин. (Г.А. Шаргатов. «История Пучежского строчевышивального промысла». Архив предприятия. 1981 год, С. 21). Больше всего производилось комплектов столового белья «из льнов, вышитых белой строчкой по держке». («Народные умельцы», Иваново, 1990 г., с. 103).
Вышивка не была исключительно женским делом. В.В. Пухова рассказывала: «Когда я работала в Кандауровской артели, председатель правления Н.М. Пузанов часто занимался держкой нитей. Мало того, его брат А.М. Пузанов, работавший в Москве, в Совете Министров, когда приезжал в родное село, тоже не мог отказать себе в удовольствии дергать нити для строчевой вышивки». (Воспоминания В.В. Пуховой, записанные Л.И. Вороновой в июне 1992 года).
Сначала работа артелей сохраняла сезонный характер. В крупных деревнях были организованы раздаточные пункты. («Пятьдесят ступеней к высотам грядущего», В. Торнов, директор строчевышивальной фабрики. «Ленинское знамя», Пучеж, 28.10.1978).
В 1930-х годах в артелях стали создаваться общие мастерские. Переход туда поначалу был болезненным, ведь женщинам приходилось оставлять хозяйство. Но затем нововведение прижилось.
В 1950 году начала работать объединенная Пучежская строчевышивальная артель, где трудились 505 человек. С 1960 года начинается новый этап в жизни коллектива. 1 октября промартели преобразуются в госпредприятия, и в Пучеже создается строчевышивальная фабрика. (Н.С. Королева, «Строчевышивальный промысел старого и нового Пучежа, «Народные художественные промыслы Ивановской области», М., 1994).
В 1954 году, как и на других строчевышивальных предприятиях, в Пучеже появляется машинная вышивка, для выполнения которой использовались швейные машины 1022 класса. Мастерицы Пучежа осваивали разнообразные приемы машинной вышивки. Они научились выполнять гладь, различные ажурные швы, и, что особенно важно, традиционную для этих мест строчевую вышивку. Машина легко перевивала выдернутую сетку, наносила на нее переплетения типа паучков, одинарной и двойной штопки, плотных настилов. Использование машин позволило быстро выполнять строчевой узор, сохраняя при этом высокое качество самой вышивки, рукотворность и свободное варьирование рисунка.
Даже в годы расцвета фабрики широко использовался труд вышивальщиц-надомниц, часто - сельских хозяек, многодетных матерей. (И. Антонов, «Край голубого льна», Иваново, 2004, с. 78).
Ивановская область в советские годы считалась самым крупным центром строчевой вышивки, в регионе работали 9 строчевых фабрик, а всего в России их было 70. («Народные художественные промыслы России», Москва, 1984, с. 167).
Сейчас в Пучеже работают два предприятия, специалисты которых сохраняют традиции и приемы строчевой вышивки: ЗАО ПХП «Истоки» и ООО «Ришелье».
Основные приемы строчки
«Различные вышивальные промыслы России имеют свое ярко выраженное лицо, свои исторически обусловленные традиции народных узоров и приемы их выполнения. Пучежская строчевая вышивка также имеет свои стилистические особенности, выделяющие ее из огромной массы вышитых изделий других предприятий. Для нее характерна четкая композиция узора, сложные геометрические мотивы, преобладание таких приемов строчки как настилы, одинарная и двойная штопка, паучки, звездочки и др.».
Белая ажурная строчка – один из исконных старинных видов русской вышивки – и сейчас является наиболее распространенным приемом украшения вышитых изделий из белого полотна.
Все техники строчевой вышивки Пучежа можно разделить на два основных вида: это строчка (шитье по выдергу — «перевить», мережка) и вышивка.
Техника строчки зависит от структуры ткани. Она основана на отсчитывании нитей утка и основы.
Для выполнения мережки выдергивают определенное количество продольных или поперечных нитей. Виды простейших мережек: «кисточка», «простой и скрещенный столбик», «раскол», «панка», «снопик», «настилом». Для обработки краев изделия применяются мережки «кисточка», и «вперегиб».
Мережка «кисточка» выполняется следующим образом: вкалывают иголку на расстоянии двух нитей от края снизу вверх; захватывают свободные нити в зависимости от толщины ткани, проводят нитку вверх, затем, протянув нитку через эти нити, вкалывают иголку снизу вверх в плотную ткань на расстоянии двух нитей от края; образуется косой стежок, которым нити стягиваются вместе. Следующие кисточки делаются так же.
Мережка «столбик» применяется при подшивке рубца и является украшением ткани. Подрезанные края выдернутых нитей обметываются петельным швом или гладьевым валиком. Затягивание «столбиков» выполняется тем же приемом, что и «кисточка», только с двух сторон мережки.
Мережка «расколом». Затягивают пучки по четыре нити в верхней части мережки и в нижней. Захватывая две нити предыдущего пучка и две нити следующего, раскалывают, таким образом, каждый верхний пучок пополам.
Мережка «панка». Состоит из ряда пучков, расположенных один над другим и разделенных между собой двумя-тремя нитями. В зависимости от количества рядов «панка» бывает двойной, тройной и многорядной. При выполнении держки выдергивают через две-три нити требуемое число продольных нитей. Сама мережка выполняется на двух строчках сразу за один заход: затягивают в пучок четыре поперечных нити в верхнем ряду «панки» и четыре нити в нижнем ряду; при переходе от нижнего к верхнему ряду затягивают нитки, разделяющие ряды «панки».
Мережка «скрещенный столбик». По подготовленной мережке «столбик», укрепив нитку в край, вкалывают иголку за шесть нитей, захватывают три первые нити и продергивают рабочую нитку насквозь. При этом три нити второго столбика ложатся на три нити первого столбика.
Мережка «снопик». Делают мережку в «столбик», рабочей нитью затягивают по два столбика вместе и переходят от пучка к пучку воздушным соединительным стежком. Нить воздушного соединительного стежка для прочности обвивают другой ниткой.
Мережка «настилом». Делают ее на основе мережки «столбик». Узор настилают мягкой ниткой штопальным швом: один столбик на иголку, другой под иголку; при возвращении нитки столбики поднимаются в обратном порядке. Процесс «настила» узора происходит в один прием сверху вниз и обратно. Каждую фигуру делают на восьми столбиках; в высоту она делится на четыре равные части с равным количеством рядов в каждой.
Мережку также используют и для маскировки соединения полотнища ткани по кромке или при наложении одного полотнища на другое без кромки. Для этого подойдут мережки «кисточка», «столбик», «панка», «раскол» и другие более сложные.
Сшив полотнищ по кромке. Полотнища с кромками сметывают, а затем сшивают через край мелкими и частыми стежками справа налево, захватывая из обеих кромок одну-две нити ткани. Нитку не надо слишком затягивать. Нитки соединения кромок служат для раздела рядов «панки» или же пучков мережки «столбик», «раскол», «кисточка».
Соединение полотнищ без кромки маскируют мережками «столбик» и «раскол». Загибают по 3 мм с края каждого полотнища. Отступив от загнутых краев по 1,5 см, выдергивают продольные нити для намечаемой мережки-маскировки («раскол», «столбик»), затем накладывают одно полотнище на другое и сметывают вместе. После этого приступают к мережке, начиная с соединения полотнищ.
Строчка «перевить» основана на выдергивании продольных и поперечных нитей ткани для образования клетчатой сетки. Держка для перевити может выполняться в одну сторону (на более тонких тканях, например, батисте и маркизете) и в две стороны.
По размерам клетки держка бывает крупная и мелкая. В традиционной строчевой вышивке Пучежа используется мелкая держка. Надо учитывать точный подрез ниток по утку и основе с тем, чтобы сетка получалась квадратной.
Держка в одну сторону. Под прямым углом выдергивают по одной нити. По выдернутым нитям вертикальной и горизонтальной сторон набирают на рабочую нитку при помощи тонкой длинной иглы количество рядов по рисунку, учитывая квадратность решетки. Подрезают нити на первой и второй вертикальной стороне и выдергивают их.
Держка мелкая. Через две-три нити (для сетки обычной перевити) намечают место сетки рисунка. Под прямым углом выдергивают по одной-две нити с обеих сторон; по выдернутым нитям набирают при помощи иголки на рабочую нитку, согласно рисунку, количество рядов с учетом сохранения строгой квадратности рисунка. Подрезают на двух сторонах нити набранных рядов, выдергивают из последних рядов, представляющих собой стороны прямого угла, по одной-две нити. Получается квадрат—граница для рисунка.
Около края сетки выдергивают по одной-две нити, чтобы не оттянуть петельным швом или гладьевым валиком края сетки.
Сетка для рисунка. Подрезают нити противоположных рядов горизонтальной и вертикальной сторон и выдергивают их. Получается сетка для рисунка; после этого работу запяливают.
«Перевить» бывает двух видов: белая и цветная. Белая, в свою очередь, может выполняться в горизонтальном направлении и с угла на угол по диагонали.
«Перевить» горизонтальная. Пучки нитей в первом ряду делят по краю «кисточкой». Второй, третий и следующие ряды выполняются как мережка «панка».
«Перевить» по диагонали. Перевивают сетку с левого нижнего угла, затягивая столбики сетки от себя вверх, затем тем же движением вниз и т.д. Для начала и закрепления нитки без узла следует пройти вперед иголкой по незашитым столбикам сетки вертикально или горизонтально. Для рисунков настилом по диагонали обвивается предварительно вся сетка, рисунок прямой штуковкой выполняется на неперевитой сетке. Перевивается только оставшееся после штуковки пространство сетки.
«Перевить цветная» выполняется цветной ниткой по выдернутой сетке по диагонали или прямо (вертикально или горизонтально) в зависимости от построения рисунка. Цветной ниткой обвиваются столбики и переходы рядов без промежутков. Для закрепления краев сетки применяется петельный шов или гладьевой валик.
«Настил». Рисунок или контур рисунка настилается белой или цветной ниткой. Иголку направляют горизонтально или по диагонали по клеткам сетки в зависимости от рисунка; обратным движением нитка заплетается. Этот процесс продолжается до заполнения клеток по рисунку.
«Рисунки по произвольному контуру». Рисунок переводят по контуру на тонкую бумагу, прикалывают или приметывают к перевитой сетке и по рисованному контуру шьют по клеткам, держа иголку вперед. Затем бумага снимается. По намеченным ниткам делается полный контур настилом. Контур рисунка обычно заполняется различными видами белых разделок.
Можно выделить следующие этапы работы:
Подготовка материала
Для такой вышивки лучше всего подходят натуральные ткани – лен и хлопок. Также принципиально полотняное переплетение, поскольку нитки должны выдергиваться ровно – горизонтально и вертикально. Перед работой ткань проверяют на усадку и при необходимости проводят обработку.
Крой
Детали, на которых должна появиться вышивка, первоначально кроят в форме квадратов или прямоугольников. В соответствии с лекалом модели определяется место для рисунка. После вышивки детали поступают на второй подкрой.
Держка
При выполнении держки работницы пользуются техническим рисунком, выполненным художником на миллиметровой бумаге. При этом соблюдается количество клеток и размер держки в сантиметрах. Держку начинают с середины рисунка. В конечном итоге у мастерицы получается ткань с «окошечком» из сетки, обрамленным выдернутыми нитями. Это называется «заготовка под ажур». Затем выдернутые нити обрезают.                    
                                            
Запяливание
Пяльцы для строчевой вышивки обычного человека удивят. Больше всего они напоминают раму. Две боковые планки с прорезями неподвижны. Нижняя и верхняя линейки двигаются и фиксируются с помощью металлических колышков. Ткань, на которой выполняется вышивка, приметывается к полосам полотна, с их помощью ее крепят к пяльцам и растягивают в четыре стороны, чтобы рисунок не перекашивался.
                                     
Перевить
Вышивку по сетке (она называется «рефеть») начинают с перевивания. Этот прием описан выше. На основе сетки можно выполнить небольшие воздушные рисунки.
Работа вышивальщицы – зрелище завораживающее. Рука порхает над тканью и посторонний человек не сразу заметит, что это одна рука. Вторая постоянно находится внизу – чтобы ловить и выкалывать обратно иглу. Иголка используется маленькая, чтобы ее изготовить, отламывают половину обычной иглы и остро натачивают.
                                
Гладь
Практикуется в Пучеже и вышивка гладью. Порядок работы нам показывали уже на ООО «Ришелье», где экскурсию для нас проводила главный художник предприятия Галина Николаевна Голованова.
Сюжет будущей вышивки переносят на ткань с помощью трафарета. Рисунок наносится на кальку, линии прокалываются иглой частым пунктиром, затем трафарет накладывается на ткань, сверху губкой наносится краситель (самая обычная синька, смешанная со специальным маслом или, как вариант, с керосином). Состав просачивается в дырочки, и на ткани остается тончайший рисунок-трафарет.

Затем по нему вышивают гладью – вручную или на специальной вышивальной машине. Суть вышивки гладью – ровные стежки, которые близко и плотно прилегают друг к другу. В разных деталях вышивки могут быть использованы разные техники. Например, крупные детали можно оформлять протяжёнными стежками, а узкие полоски, маленькие детали - короткими малыми швами. Гладь используют для придания рисунку тонких оттеночных переходов.
Выделяется простая плоская гладь, гладь с настилом (выпуклая), тамбурный и стебельчатый шов.
В момент нашего визита на ООО «Ришелье» здесь вышивали скатерти с рисунком под Гжель.
  
«Cтрочевая вышивка интересна не только как фольклор. Это, прежде всего, сохранение самобытности и культуры, которые стирают современные веяния цивилизации. А народ без культуры, без своих ценностей, как дерево без корня, обречен на забвение и вымирание», - считает генеральный директор ООО «Ришелье» Михаил Голованов.

Сохранится ли промысел?
Безусловно, время накладывает отпечаток на развитие вышивального промысла. Сейчас вышивальщиц в Пучеже осталось около ста (на двух предприятиях).
Как мы уже отмечали, на предприятиях активно развивается машинная вышивка. Это помогает сделать продукцию более доступной для покупателей, а значит, более востребованной. Тем самым позволяя сохранить и традиционную ручную вышивку, которая применяется для высокохудожественных изделий принципиально другой ценовой категории.                              
     
ПАЛЕХСКАЯ РОСПИСЬ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ В ТЕХНИКЕ ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРЫ

Палехская роспись зародилась в деревне Палех Ивановской области, откуда и получила свое название. Этот вид декоративно прикладного творчества поистине уникален, ведь, несмотря на то, что существует он не одно столетие, технологии и приемы создания композиций не меняются – мастер сам от начала и до конца подготавливает предмет, который будет расписывать. Поэтому невозможно отыскать два одинаковых изделия, разрисованных в палехском стиле. Особенностями палехской росписи является изящность фигур, четкость, тонкость и вычерченность рисунков, темный фон, большое количество штриховки, выполненной золотым цветом.
Как правило, палехской миниатюрой расписывают сувениры и предметы, служащие украшением интерьера – шкатулки, ларцы, панно, пепельницы, брошки и подобные изделия.
Художники выполняют не отдельные орнаменты или фигуры, а прорисовывают целые картины, изображающие определенные сюжеты. Все фигуры рисунка у палехского художника вытянутые – и люди, и кони, и звери. Герои картин всегда в движении, о чем свидетельствуют четко прописанные складки одежды и волны волос. Тему для миниатюры мастера брали и берут из повседневного быта, сказок, песен, былин и басен, а благодаря многообразию красок и мелких деталей, создается эффект легкости и праздника.
Особенности палехской живописи связаны с тем, что родилась она из иконописи и основана на ее традициях и приемах, даже в качестве краски мастера до сих пор используют яичную темперу, которой пишут иконы.
Для палехской росписи используется черный или темный фон, что символизирует тьму, из которой в процессе кропотливой и сложной работы рождается жизнь и цвет, к тому же он обладает внутренним объемом, что придает картинам особую глубину.
Техника нанесения, закрепления и обработки рисунка передается с древних времен из поколения в поколения, благодаря чему уникальные вещи, изготовленные в палехской технике, популярны по всему миру и являются частью культуры не только нашей страны, но и всего мира.
ПАЛЕХСКАЯ РОСПИСЬ НА ШКАТУЛКАХ

Палехская роспись является одним из самых узнаваемых художественных промыслов русского народа. Свои истоки палехская роспись берет из послереволюционной центральной России. Нынешняя Ивановская область тогда была Владимирской губернией, а промысел взял название от поселка Палех, что был в Вязниковском уезде. Ранее в дореволюционный период мастера Палеха больше славились своим мастерством писать иконы и расписывать церкви, поэтому можно считать, что палехская роспись берет свое начало в иконописи.
ИСТОРИЯ ПРОМЫСЛА
Изначально художники Палеха более всего славились своей церковной живописью, но в послереволюционный период, в Палехе создали Палехскую художественную артель, мастера которой стали заниматься росписью по дереву. А в 1925 году работы художников этой артели были выставлены на выставке в Париже и приобрели всемирную известность.

Особый бум палехской росписи характерен для конца 1960-х - начала 1980-х годов:
• выпускалось огромное количество советских открыток с миниатюрами, выполненными в палехской технике;
• выпускались марки с палехской росписью;
• сувенирные и подарочные косметические наборы продавались в коробках с палехской росписью и с такими же изображениями на этикетках;
• большой популярностью пользовались декоративные подносы и шкатулки для украшений, где были изображены не только сюжеты былин и сказок, но и истории достижений советского народа.
ЭЛЕМЕНТЫ ПАЛЕХСКОЙ РОСПИСИ

(рисунок)
Самым важным отличием палехской росписи, от иных исконно русских живописных промыслов, является прорисовка миниатюрных композиций - изображений, которые рассказывают определенный сюжет. В отличие от орнаментной росписи и персонажного изображения, палехская роспись требует прорисовки мельчайших деталей рисунка, для передачи тонкостей и характера всех персонажей или явлений. Выбираются в качестве основы: сюжеты былин, басен и сказаний; бытовые сценки.
Основным цветом для фона выбирают черный, а основными цветами для росписи считаются золотые тона и их вариации.

(раскрашенная работа)
Другими важными отличиями считаются:
• многотональная прокраска теней;
• несколько вытянутое изображение персонажей;
• точная прорисовка элементов, например, листва деревьев прописывается в соответствии с натуральным изображением;
• большое количество прорисованных нюансов и деталей.
Даже сейчас можно встретить книги, в которых для иллюстрации классических произведений великих русских авторов, используют сюжеты, выполненные палехской росписью.
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ
Выполнение палехской росписи на шкатулке, ларчике, подносе или пудренице требует соблюдения определенных последовательных этапов. Сначала делают заготовку необходимого предмета, который будет расписываться, например - шкатулки.

(Палехская миниатюра)
Заготовка выполняется путем наслоения листов картона до достижения необходимой плотности изделия. Далее всю заготовку покрывают грунтом в несколько слоев (поочередно затирая каждый слой) и в конце наносят шпатлевку, которая остается до полного высыхания. На следующем этапе заготовку затирают пемзой для достижения структурной поверхности, на которую лучше ложиться лак и краска. На всю внешнюю поверхность заготовки наноситься черный лак, а на внутреннюю чаще всего красный лак.
После подготовительных работ будущий рисунок прокрашивается белилами, а детали прорисовывают тонким карандашом.
Затем занимаются приготовлением темперных красок, а точнее яичной эмульсии, при помощи которой разбавляют сухой пигмент краски. Для этого яичный желток отделяют от белка, а затем взбивают его венчиком с добавлением уксуса. После смешивания с эмульсии с пигментом консистенция получается пластичной, поэтому краска ложиться более мягко. Особый нюанс при изготовлении яичной эмульсии в Палехе - это разбавление её не водой, а уксусом или хлебным квасом.

(Палехские шкатулки)
Наносят краску на черную лаковую основу при помощи беличьих кистей, которые создаются чаще всего самими мастерами, для получения необходимых мазков при росписи.
Часто при росписи мастера используют лупу или увеличительное стекло.
В завершении, рисунок закрепляется несколькими слоями прозрачного лака от 5 до 10 слоев и полируется до блеска.
Палехская роспись очень трудозатратный промысел, который требует от художника больших временных затрат. Поэтому изделия с палехской росписью очень ценятся и стоят достаточно дорого.



Холуйская миниатюра  

Современный художественный промысел возник в 1932 г. в посёлке Холуй Ивановской области. В 1937 г. творения художников Холуя экспонировались на Всемирной выставке в Париже, где им присуждены бронзовые медали. В 1939 г. работы демонстрировались на Всемирной выставке в Нью-Йорке. В 1961 г. изделия с холуйской миниатюрной живописью выходят на международный рынок. Первый заказ был из Лондона, затем из США, Германии, Франции, Бельгии и Италии. Выход на международный рынок и тридцатилетний период поставки изделий на экспорт способствовал развитию искусства, укреплял экономику и поднимал международный престиж русской лаковой миниатюры, в том числе и холуйской. Сейчас наряду с миниатюрами создаются декоративные лаковые панно. Вместе с традиционным чёрным фоном всё чаще используют насыщенный красный, зелёный и вишнёвый цвета. Пишутся самые разнообразные сюжеты: исторические, фольклорные, литературные, а также современные, в том числе – натюрморт и пейзаж. Возрождается и искусство иконописи.
Зарождение
Первоначально слободские умельцы (также, как их соседи в Палехе и Мстере) занимались иконописью, в основном для Троице-Сергиевой лавры, а также изготовляя и недорогие иконы для окрестных жителей.
С давних времён иконопись была здесь потомственным занятием. Удобное расположение деревни дало тесные связи со многими городами Московской области, что всегда способствовало высоким продажам.
Это были в основном популярные иконки, которые не требовали никакого специального изготовления. Тем не менее, были и вещи, выполненные на высоком художественном уровне.
С приходом Советской власти, иконопись стала не актуальна. Иконы писать запрещали и промысел стал угасать.
Так и утратилось бы это искусство, если бы не случай. Художникам Палеха пришла идея расписывать шкатулки и табакерки. Это начинание поддержал Максим Горький. Далее идея распространилась по остальным центрам лаковой миниатюры.
Развитие
В 1934 году в Холуе была создана художественная артель, занимающаяся росписью лаковых изделий. Благодаря таким мастерам-энтузиастам, как С. Мокин, К. Костерин, В. Пузанов-Молев и Д. Добрынин, авторитет лаковых миниатюр неуклонно рос.
В 1937 году на Всемирной выставке мастерам были вручены бронзовые медали. Яркими представителями лаковой миниатюры являются Валентин Фомин, Борис Тихонравов, Николай Бабурин, Борис Киселёв, Николай Денисов, Павел Ивакин, и другие художники, чьи работы широко представлены в музее Холуйской лаковой миниатюры.
В послевоенные годы в искусстве холуйских мастеров всё яснее стали проступать своеобразность и индивидуальная манера, зримо отличающиеся от искусства мастеров других мест (таких, как Федоскино, Палех и Мстера).
В наше время
Сейчас, наряду с миниатюрами, создаются декоративные лаковые панно. Вместе с традиционным чёрным фоном всё чаще используют насыщенный красный, зелёный и вишнёвый цвета.
Пишутся самые разнообразные сюжеты: исторические, фольклорные, литературные, а также современные, в том числе – натюрморт и пейзаж. Возрождается и искусство иконописи.

Лаковые изделия из Холуя пользуются спросом в таких странах, как Англия, США, Италия, Испания, Канада.
Основные традиционные приёмы
• Все изделия выполняются исключительно вручную
• В декорировании изделий используются художественные и орнаментальные композиции
• В росписи используются традиции иконописного письма темперными красками, разведёнными на яичной эмульсии
•  Способы декорирования на основе сусального и творёного золота
• используется старинный способ наложения красок плавями, сохраняя определённую последовательность: грунтование, роспись и защита лаком
Наряду с былинными и сказочными сюжетами мастера изображают композиции отображающие современную жизнь.
Изделия
В настоящее время в пос. Холуй работает Холуйская художественная фабрика лаковой миниатюры. Предприятие выпускает шкатулки различного назначения, предметы утвари — подсвечники, декоративные панно, визитницы и другое. Возрождается искусство иконописи.
Шуйская гармонь
Предприятие основано в СССР в 1935 году на основе частных гармонных мастерских, объединнных в артели. В первый год работы было выпущено 417 гармоней. В 1960-е годы на шуйской гармонной фабрике были разработаны и запущены в производство новые модели ручных гармоник. Фабрика принимала участие на международных выставках и ярмарках в Австрии, Венгрии, Сирии, Турции, Швейцарии, Югославии, Японии. Гармони экспортировались в Грецию, Монголию, Сирию, Югославию и другие страны].
Современная история
В 1990- годы спрос на музыкальные инструменты резко упал, и предприятию, как и многим другим, пришлосьискать выход в сложной экономической ситуации. Для этого было налажено дополнительное производстводетской мебели для дошкольных учреждений. Часть производственной площади фабрики также занята под пошив постельного белья[2].
В 2003 году производство гармоней составляло менее 50 % от всего объёма производимых на предприятии товаров[.
В 2006 году «Шуйская гармонь» производила 150 гармоней в месяц, для сравнения: в годы СССР фабрикавыпускала до 4 500 гармоней в месяц. В изготовлении музыкальных инструментов занято около 40 человек.
Заключение


Народные художественные промыслы России — неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной Российской Федерации.
Художественные промыслы являются одновременно и отраслью промышленности, и областью народного творчества.
Сочетание традиций и новаторства, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма — характерные черты творческого труда мастеров и художников промыслов.
Неповторимые художественные изделия народных промыслов России любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом, они стали символами отечественной культуры, вкладом России во всемирное культурное наследие.
В век технического прогресса, машин и автоматики, стандарта и унификации изделия художественных промыслов, выполненные в основном вручную, в большинстве своем из природных материалов, приобрели особое значение.
Разработка данного проекта – это путь к саморазвитию, через процесс совместной с учителем творческой работы, через познание культуры России.
С помощью нашего проекта мы с вами побывали лишь в некоторых уголках Ивановской губернии, где ярко светит волшебное мастерство русских умельцев. Знакомясь с ними в альбоме, мы становимся духовно богаче, человечнее, потому что в нем слились воедино нравственные и этические начала, практичность и красота.


 
 
раскрутка сайтов профиль для гипсокартона
счетчик посещений
Назад к содержимому | Назад к главному меню